- социолингвистика
- СОЦИОЛИНГВИСТИКА — часть языкознания, занятая изучением языка в его социальном контексте. Основная задача С. состоит в исследовании тех особенностей существования языка, которые обусловлены его употреблением разными по социальному положению людьми, составляющими языковое сообщество. Социолингвистические исследования в этом смысле отличаются от тех, в которых проясняется внутренняя структура языка или общие принципы порождения и восприятия речи. «Чистая» лингвистика так или иначе исходит из абстрактного представления об идеальном носителе языка, тогда как С. должна сосредоточить внимание на особенностях его конкретных носителей и учитывать весь спектр их социальных характеристик (таких, напр., как возраст, пол, образование, профессия и т.д.). Впервые термин «С.» был использован в 1952 амер. социологом Г. Карри. Однако связь языка с обществом, в котором он используется, является традиционной проблемой лингвистических исследований, серьезное изучение которой началось еще в 20-х гг. 20 в. В этом отношении существует определенное различие между европейской (континентальной) и амер. лингвистическими традициями. Если в первой достаточно давно существовала тенденция вводить языкознание в социальный контекст, то вторая тяготеет к дифференциации собственно лингвистических и социальных исследований.В рамках современной С. разработана система понятий, позволяющих описывать социальные аспекты существования языка. Главными из них являются: языковое сообщество, языковой код, социально-коммуникативная система, языковая ситуация. Языковым сообществом называют сообщество, объединенное совокупностью языковых и социальных связей. Основной чертой языкового сообщества является постоянно осуществляемая коммуникация, наличие устойчивых непосредственных или опосредованных коммуникативных контактов между его членами. При определении языкового сообщества необходимо учитывать как лингвистический, так и социальный аспект его существования. Было бы неверно характеризовать его лишь как совокупность людей, говорящих на одном языке. Такая совокупность может не составлять никакого сообщества. С др. стороны, в рамках одного языкового сообщества может функционировать несколько языков. Именно такими являются языковые сообщества, возникающие в рамках государственных образований, напр. российское или амер. языковые сообщества. При этом одно языковое сообщество может быть объемлющим по отношению к др. Напр., жители определенной местности могут образовывать языковое сообщество, включенное в состав национального языкового сообщества. Языковое сообщество составляют (при некоторых условиях) также люди, занятые одной профессией. Иногда такая профессиональная общность может выходить за границы национального или этнического языкового сообщества. Напр., можно говорить о существовавшем в средневековой Европе языковом сообществе богословов и служителей Церкви. Можно говорить и о совсем небольших языковых сообществах, таких как сотрудники учреждения, учащиеся учебного заведения, участники одной подростковой тусовки и т.д. Важнейшей характеристикой языкового сообщества является языковой код. Этим термином в С. обозначается средство коммуникации, используемое членами сообщества. В принципе, каждое языковое сообщество можно охарактеризовать определенным языковым кодом. Это, однако, не значит, что этот код является единственным. Наряду с ним в данном сообществе могут использоваться и др. коды. Иногда определенный код доминирует, но бывают ситуации, когда несколько кодов выступают как равноправные. К о д является сложной системой, включающей различные подсистемы, которые называются субкодами. Напр., субкодами национального языка являются местные диалекты или профессиональные жаргоны. Субкодом также является определенный стиль языка, сопряженный с каким-либо видом деятельности (научный, деловой и т.д.). Совокупность кодов и субкодов, употребляющихся в языковом сообществе, называется социально-коммуникативной системой. Описание такой системы является одной из главных задач С. и подразумевает изучение взаимных отношений кодов и субкодов, прежде всего — распределения их коммуникативных функций. С понятием социально-коммуникативной системы связано понятие языковой ситуации. Последняя представляет собой состояние социально-коммуникативной системы в определенный период времени. Описание языкового сообщества в терминах языковой ситуации составляет синхронический аспект социолингвистических исследований. Диахронический аспект включает изучение динамики социально-коммуникативной системы, выражающейся в изменении языковой ситуации.Рассмотрение языка в рамках социолингвистической понятийной системы позволяет представить, как структура социума выражается в структуре языка. Одним из пограничных вопросов С. является вопрос о связи этих структур. Сама С. определяется как лингвистическая дисциплина, исследующая именно язык, а не общество (в отличие от социологии). Поэтому С, прежде всего, занята изучением того, как строится язык в зависимости от заданной системы общественных отношений. Остается, однако, вопрос о том, каков характер отношений между языком и этой системой. Некоторые исследователи склонялись в свое время к идее изоморфизма общества и языка. Характерны в этом смысле работы советских языковедов начала 30-х гг. (напр., A.M. Иванова и Л.П. Якубинского), пытавшихся применить марксистский подход к языку и находивших в структуре языка отражение классовой дифференциации общества. Позже возобладала точка зрения, согласно которой язык, обладая определенной консервативностью, реагирует на изменения в общественной сфере с запаздыванием (Е.Д. Поливанов). Это обстоятельство объяснялось тем, что одной из функций языка, является поддержание коммуникативной связи между людьми разных поколений (и даже разных эпох), для чего необходимо сохранение основных структур языка на протяжении весьма длительных периодов. Интересно, однако, то, что почти все социолингвистические исследования если и ставят в принципе вопрос о влиянии, но исходят из неявной предпосылки о его однонаправленном характере. Общество рассматривается как своего рода субстанция языка, и языковая структура признается либо отражающей общественные отношения, либо относительно автономной в определенных своих частях. Существуют, однако, серьезные основания полагать, что сам язык обладает способностью влиять на формирование общественных отношений. Исследования таких влияний связаны, в частности, с разработкой понятия дискурса. Введение указанной категории позволяет описать некоторое социально-лингвистическое образование, в котором языковые структуры (напр., используемая лексика и грамматика) сами формируют ментальный мир носителей языка и картину мира, разделяемую членами языкового сообщества. Поэтому и отношения в сообществе формируются не только под влиянием социальных или политических факторов, но и под влиянием тех языковых средств, с помощью которых осуществляется коммуникация. Таким образом, и политическая, и социальная жизнь оказываются, в известной мере, отражением принятого в сообществе языка.Г.Б. Гутнер
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.